Налоговые проверки: основания и порядок выемки документов и предметов
Выемка документов и предметов в ходе выездной налоговой проверки: основания и процессуальный порядок
В ходе выездной налоговой проверки у проверяемого налогоплательщика может быть произведена выемка документов и предметов.
Выемка документов и предметов производится только в двух случаях: (1) если налогоплательщик отказался выдать документы и предметы по требованию налогового органа в установленный десятидневный срок (п. 4 ст. 93 НК РФ) и (2) в случае, если у проверяющих имеются достаточные основания полагать, что документы и предметы, очевидно свидетельствующие о наличии налоговых правонарушений со стороны налогоплательщика, могут быть им уничтожены, сокрыты, изменены либо заменены на другие (п. 14 ст. 89 НК РФ).
Выемка документов и предметов по иным основаниям является незаконной! Например, она не может быть продиктована только необходимостью всестороннего и объективного рассмотрения материалов налоговой проверки. Но что такое «достаточные основания полагать» (что интересующие налоговиков документы и предметы будут уничтожены)? Понятие «достаточных оснований» в данной ситуации является оценочным. В этой связи вопрос о законности или незаконности выемки в каждом конкретном случае будет решать арбитражный суд.
Выемка документов и предметов в ходе выездной налоговой проверки производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, производящего данную налоговую проверку, производится на основании Постановления о производстве выемки документов и предметов в ходе выездной налоговой проверки. Более того, это постановление должно быть утверждено руководителем налогового органа. При производстве выемки предметов и документов обязательно присутствие понятых. Непосредственно перед выемкой должностное лицо налогового органа, производящее её, должно предложить налогоплательщику, у которого производится выемка, добровольно выдать требуемые документы и предметы. Если налогоплательщик отказывается это сделать, то налоговый инспектор фактически вправе обыскать помещение налогоплательщика, вскрывая самостоятельно помещения и иные места, где могут находится подлежащие выемке документы и предметы. Более того, если есть необходимость, то при производстве принудительной выемки документов и предметов могут быть повреждены запоры, замки, двери и иные предметы (в случае, если в этом возникнет необходимость).
Производство выемки документов и предметов в ходе выездной налоговой проверки непременно опосредуется протоколом этого процессуального действия (Протокол выемки документов и предметов в ходе выездной налоговой проверки). В протоколе выемки предметов и документов должны быть не только перечислены, но и описаны все изъятые документы и предметы с точным указанием наименования и индивидуальных признаков предметов, а по возможности — и их стоимости.
Зачастую налоговый орган в ходе выездной налоговой проверки изымает у налогоплательщика массу документов, не утруждая себя их описанием в протоколе выемки непосредственно при её производстве. Эти изъятые документы упаковываются в большие коробки. Коробки с изъятыми в ходе выемки документами опечатываются, а в протокол выемки вносится запись о названии изъятых папок (но не конкретных документов). Впоследствии эти коробки с документами вскрываются на территории налоговой инспекции в присутствии представителя налогоплательщика и составляется опись изъятых документов.
Правомерны ли такие действия? Печально, но арбитражные суды, в основном, соглашаются с законностью данной процедуры. При этом многие судьи ссылаются на отсутствие замечаний налогоплательщика в протоколе выемки относительно того, что документы упакованы в коробки и не описан каждый изъятый в ходе выездной налоговой проверки документ. Т.о., шанс оспорить изъятие документов коробками есть только у тех налогоплательщиков, которые внесли соответствующее замечание в протокол выемки. Не забудьте об этом!
Всего комментариев: 0