Экспертиза в ходе выездной налоговой проверки
Во время проведения выездной налоговой проверки может быть проведена экспертиза. Экспертиза проводится в случаях, когда в ходе выездной налоговой проверки возникает необходимость в специальных познаниях в науке, искусстве, технике и других отраслях знаний. Чаще всего в рамках выездных налоговых проверок проводятся почерковедческие экспертизы, призванные подтвердить подлинность подписей на документах. Часто экспертиза назначается для определения стоимости того или иного имущества. Вопросы, поставленные перед экспертом, не могут выходить за пределы его профессиональных познаний.
Налоговый орган не имеет штатных экспертов, в связи с чем привлечение экспертов к участию в выездных налоговых проверках для дачи соответствующих заключений осуществляется на договорной основе.
Назначается экспертиза постановлением лица, которое проводит выездную налоговую проверку. Такое постановление должно содержать:
— указание на основания проведения экспертизы
— фамилию эксперта и наименование организации, которой поручено проведение экспертизы
— перечень поставленных перед экспертом вопросов
— перечень материалов, предоставленных в распоряжение эксперта.
Лицо, производящее выездную налоговую проверку, обязано ознакомить налогоплательщика с постановлением о назначении экспертизы, разъяснить его права, о чем составить соответствующий протокол. Какими же правами обладает налогоплательщик при назначении и проведении экспертизы? Налогоплательщик вправе заявить конкретному эксперту отвод, предложить назначить эксперта из числа указанных им лиц, представить дополнительные вопросы на разрешение экспертизы, присутствовать при проведении экспертизы (правда, с разрешения налогового органа!) и давать эксперту свои объяснения, знакомиться с экспертным заключением.
В рамках выездной налоговой проверки возможно назначение как дополнительной, так и повторной экспертиз. Основанием для проведения дополнительной экспертизы является недостаточная ясность и полнота экспертного заключения. Повторная же экспертиза проводится тогда, когда по мнению налогового органа экспертное заключение является необоснованным или сомнительным. Проведение дополнительной экспертизы может быть поручено как этому же, так и другому эксперту, в то время как проведение повторной экспертизы всегда поручается другому эксперту.
Постановление о назначении экспертизы должно соответствовать форме, утвержденной Приказом ФНС России от 31 мая 2007 года № ММ-3-06/338@ (приложение № 9):
ПОСТАНОВЛЕНИЕ N _________
о назначении ______________ экспертизы (наименование экспертизы)
(место составления) (дата)
(должность, Ф.И.О. лица, вынесшего постановление, наименование налогового органа) в ходе проведения выездной налоговой проверки (полное и сокращенное наименования организации, ИНН/КПП или полное и сокращенное наименования организации и филиала (представительства) организации, ИНН/КПП; Ф.И.О. физического лица, ИНН (при наличии)) назначенной на основании решения руководителя (заместителя руководителя): (наименование налогового органа)
_______________ от _______________ N _______ (Ф.И.О.) (дата) (указываются иные мероприятия налогового контроля и сведения, дентифицирующие такие мероприятия)
УСТАНОВИЛ:
(изложение обстоятельств, послуживших основанием для назначения экспертизы, в том числе указываются основания, предусмотренные пунктом 10 статьи 95 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии) на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 31 и статьи 95 Налогового кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Назначить _________________________________________ экспертизу (наименование экспертизы) и поручить проведение экспертизы __________________________ (Ф.И.О. эксперта) (наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза) предоставить в распоряжение эксперта следующие материалы:
1. ___________________________________________________________
2. ___________________________________________________________
поставить перед экспертом следующие вопросы:
1. ___________________________________________________________
2. ___________________________________________________________
Подпись должностного лица
налогового органа:
____________________________
(должность, наименование налогового органа)
_____________ ____________
(подпись) (Ф.И.О.)
Я что то ни где не наткнулся на сроки проведения экспертизы. В моем случае подчерковедческой.
Правильно не наткнулись, поскольку эти сроки не установлены. Суд вправе установить экспертному учреждению такой срок в своем определении о назначении экспертизы.
Спасибо большое за ответ.
При проведении подчерковедческой экспертизы при выездной налоговой проверке было установлено,что счет-фактура подписана не руководителем, хотя поставщик провел реализацию и заплатил НДС в бюджет при отгрузке, а мы как поставщики НДС выставили на возмещение. Налоговая инспекция в акте указывает, что мы неправомерно выставили НДС на возмещение и должны заплатить НДС в бюджет с пеней и штрафами. Что нам делать? Правомерно ли решение налоговой инспекции?
Здравствуйте, Ольга Васильевна!
Строго говоря, счет-фактура должна быть оформлена надлежаще и именно её надлежащее оформление является основанием для применения вычета. Что делать в Вашем случае? Варианта два: внести исправления в проблемный счет-фактуру в части его подписи (нигде нет указаний, что такое исправление невозможно) либо доказывать, что подпись-таки выполнена руководителем… (если экспертное заключение ошибочно и вам об этом известно)